Квиддич – магическая игра из известного цикла книг о Гарри Поттере. Участвуют 2 команды по 7 человек. Игроки летают верхом на мётлах, стараясь забросить в ворота противника мяч квоффл, увернуться от двух, летающих по полю, снарядов, называемых бладжеры, и поймать снитч – маленький юркий золотистый шарик с серебряными крылышками.
Возрастающая популярность истории о мальчике, который выжил, вдохновила фанатов искать способы принести частичку магического мира в свою жизнь. Идея полёта на метле оказалась достаточно привлекательной, и по всему миру начались попытки адаптации любимой магами спортивной дисциплины.
В России из игр ролевого движения квиддич перерос в серьезную командную игру к весне 2006 года, когда был проведён первый чемпионат между командами Санкт-Петербурга и Москвы. Соревнование провели под Санкт-Петербургом, в селе городского типа Токсово, при участии 6 команд. А с 2007 года чемпионат проходит регулярно, 2 раза в год. В апреле – ближе к Санкт-Петербургу и в декабре – ближе к Москве.
Правила российской вариации квиддича ушли далеко от своего литературного прародителя. От идеи мётел решили отказаться вовсе. Играют по правилам, больше похожим на вариацию гандбола, но с 4-я мячами. В качестве квоффла используют баскетбольный мяч 3-го размера. Им играют по 4 игрока из каждой команды – 3 охотника и вратарь. Из основных отличий от классического гандбола – отсутствие ведения мяча и ограничений на шаги, а также разрешение на толчки «плечо-плечо» и «корпус-корпус». Также в команде не может быть больше 2-х охотников-мужчин. Игра проводится на поле для гандбола с гандбольными же воротами. Охотникам запрещено заходить в штрафную зону перед воротами. Каждый гол приносит команде 10 очков.
2 загонщика, в отличии от книжных, не защищают своих игроков, а нападают на участников команды противников. Вместо бит у них ракетки, а в качестве 2-х бладжеров – мягкие тренировочные мячики для тенниса. По правилам, игрок, которого коснулся бладжер, должен, стоя на месте с поднятыми руками, медленно досчитать до 10, во время чего в игре он не участвует. Загонщик не может держать бладжер в руках дольше 3-х секунд, но может ударить его об пол, после чего вновь взять мяч.
Снитч в российских правилах вводится на поле после 25-й минуты игры в виде теннисного мяча. И, так как сам по себе летать он не может, эту функцию воспроизводят 2-е судей, не глядя кидающих мяч из-за границы поля. Задача поймать его отводится 7-му члену команды – ловцу. Ловец должен быть легче 65 кг и ниже 175 см включительно. При чём сумма параметров обязана не превысить 235. Он должен поймать мяч до того, как тот коснулся пола. Игра заканчивается пойманным снитчем, за который команде добавляют 50 очков и звание победителя, при равном количестве очков. До введения мяча на поле ловец обычно помогает в защите, мешает пробитию пенальти и участвует в борьбе за бладжер загонщиками.
Заграничный квиддич больше похож на смесь вышибалы, салочек и регби. Такая вариация игры зародилась в Миддлберийском колледже штата Вермонт, США, в 2005 году. В 2007 проведен первый чемпионат, а в 2012 – Кубок Мира в Оксфорде. Лидирующие позиции в международном квиддиче удерживает США, отдав титул чемпиона лишь 1 раз - в 2016 году, проиграв в финале команде из Австралии. Кстати, в 2020 году Кубок Мира по квиддичу принимает у себя Россия, для чего планируется построить стадионы в Уссурийске, Кемерово и Нальчике, а также переоборудовать стадион «Санкт-Петербург», ранее носивший имя «Зенит-Арена».
Отличий от российских правил у зарубежного квиддича немало. В первую очередь это метла, которую игроки должны удерживать между ног. Также отличается поле – оно эллиптической формы вместо прямоугольной. Воротами служат 3 кольца на высоте от 1 до 2 метров. В качестве снитча используется теннисный мячик в носке за поясом у специального «оператора», который убегает от ловцов по всему полю с самого начала игры. И к тому же за него дают только 30 очков. В качестве бладжера выступает специальный мяч для игры в «вышибалу» (доджбол), а игрок, поражённый им, должен добежать до своих колец и коснуться любого из них. Вратарь, находящийся в своей штрафной площадке, защищён от свойств бладжера, как и не засчитывается попадание им от игроков из своей команды. В заключение, в команде должно быть не больше 4 игроков одного гендера, и нет ограничений для ловцов в росте и весе.