Трофи – общее название соревнований авто, проходящие по пересеченной и заболоченной местности. Как правило, участвуют внедорожники, реже грузовики и другие виды машин. Подразделяются на трофи-рейд и трофи-марафон. Последний проводится более 150 часов на дистанции свыше 500 км, из которых более 150 – спецучастки.
История.
В конце минувшего тысячелетия проводились международные автомобильные соревнования Кэ́мел-тро́фи (1980 - 2000 гг.). За 20 лет истории маршруты участников проходили через джунгли, пески и болота на всех континентах, кроме Антарктиды. Началось все с трех западногерманских экипажей и их путешествия длиной в 1600 км через густые заросли джунглей вдоль бассейна Амазонки, растянувшегося на двенадцать дней. Новую идею подхватили любители экстремальных гонок. Каждый год смельчаки покоряли бездорожье в экзотических уголках планеты, участников становилось все больше. В 1990 году организаторы, наконец, обратили внимание на бескрайние российские просторы и впервые Кэ́мел-тро́фи провели в Сибири. Маршрут пролегал от Братска до Иркутска. Воодушевленные этим событием российские энтузиасты начали объединяться в клубы любителей внедорожных гонок, а в 1996 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России трофи-клуб Off-road&4х4 Club.
Регламент и правила.
Существует 4 класса серийных автомобилей, допускаемых к гонкам – от ТР0, не имеющих специальной подготовки; Т1, Т2 - отличающихся друг от друга степенью подготовки авто к гонкам до ТР3 – прототипов свободной конструкции (т.е. созданных специально для гонки машин).
В трофи-рейдах участвуют экипажи. Они состоят из двух, трех и более водителей, имеющих лицензию национальной федерации автоспорта. Все они перемещаются на одном автомобиле и, в случае необходимости, пускают в ход лопаты, лебедки, канаты и прочие приспособления для преодоления препятствий.
Маршрут для проведения соревнований прокладывается по бездорожью (болота, джунгли, непроходимые леса и т.п.) и включает в себя несколько спецучастков.
Экипажи стартуют с интервалом не менее 1 минуты. В основном задача участников состоит в преодолении дистанции согласно дорожной книге за максимально короткое время. В особо сложных случаях, когда машина ломается или увязает в грунте, требуется хотя бы уложиться в пределы контрольного времени прохождения участка, чтобы не выбыть из соревнований.
Дорожную книгу получает каждый экипаж перед началом состязаний, в ней определен маршрут движения, легенда его прохождения, перечень контрольных пунктов и т.п. Все отклонения от маршрута, опоздание на старт, превышение скорости на участках, где действует ее ограничение, пенализируются (т.е. ко времени прохождения по трассе прибавляется оговоренное регламентом дополнительное время).
Зачет гонки – индивидуальный, но может быть и командным (тогда несколько экипажей образуют команду).
Трофи – необычный вид автогонок, здесь главное добраться до финиша, преодолев все препятствия. Из-за высокой опасности трассы, важно чувствовать поддержку команды. Известно немало случаев помощи, порой оказанной даже конкурирующим экипажем. Трофи – это особый вид автоспорта, где главное – испытать технику, а главное – себя самого. Из-за удаленности от населенных пунктов, зрителей на соревнованиях практически не бывает, пресса напишет обо всем уже после подведения итогов.
Из всех немногочисленных крупных международных внедорожных соревнований, можно выделить некоторые, проходящие на территориях республик бывшего СССР, а именно «Ладога-Трофи» и «Сусанин-Трофи» в России, «Украина Трофи» в Украине.
«Ладога-Трофи».
Соревнование впервые проводилось в 1996 году и сразу стало международным. Организатором выступил трофи-клуб Off-road&4х4 Club (Санкт-Петербург). Девятидневное путешествие длиной 1200 км, вокруг Ладожского озера по живописным местам Ленинградской области и республики Карелия, каждый год привлекает участников со всех уголков земного шара.
В Трофи-рейде «Ладога» экипажи соревнуются в нескольких категориях, здесь есть место прототипам свободной конструкции, обычным внедорожникам, а также квадроциклам и вездеходам. В юбилейном 2015 году запланировано участие мотоциклов, велосипедов, и даже беговой двухдневный марафон.
Если кого-то вдохновил этот рассказ, можно смело искать в Интернете координаты ближайшего трофи-клуба. Но счастливому обладателю полноприводного автомобиля для получения своей порции адреналина вовсе не обязательно включаться в серьезные соревнования, можно найти ближайший клуб любителей внедорожной жизни. В последнее время энтузиасты знакомятся просто в соцсетях, а потом на выходных сообща форсируют ближайшее болото.