Автотриал – соревнования на преодоление коротких малопроходимых и непроходимых трасс на автомобилях.
Существует в двух видах: джип-триал и трак-триал.
Джип-триалом называют автотриал на внедорожниках.
История.
В конце 90-х годов в США среди фанатов внедорожных развлечений приобрел популярность новый вид автоспорта «рок-кроулинг» (лазанье по скалам). Сначала в соревнованиях по карабканью на скалу принимали участие слегка доработанные внедорожники (на подобных машинах теперь соревнуются только любители). Состязания привлекали тысячные толпы зрителей. И, как всегда, в подобных случаях, пришли большие деньги спонсоров, спорт стал профессиональным, а сами средства передвижения превратились в специально сконструированные багги для рок-кроулинга. У рок-кроулинга много общего с джип-триалом. В обоих видах спорта требуется за наименьшее время проехать по маршруту, преодолев все препятствия, придерживаясь очередности прохождения ворот. Однако, в рок-кроулинге препятствия намного сложнее, в кабине находится только пилот, а штурман снаружи подсказывает водителю, куда и как ехать.
В России джип-триал существует с 1999 года, в 2003 признан видом спорта. В этом же году состоялся чемпионат по автотриалу. Соревнования проводятся ежегодно с мая по октябрь, в четыре этапа.
Соревнования происходят в следующих пяти классах: Оригинал, Стандарт, Модифайт, Промодифайт и Прототип.
Оригинал – серийные автомобили, измененные только для повышения уровня безопасности. Участвовать в этом классе может любой водитель, имеющий в своем распоряжении внедорожник.
Прототип – автомобили, построенные специально для гонок.
Три промежуточные между этими двумя классы (Стандарт, Модифайт, Промодифайт) соответствуют меньшей или большей степени доработки автомобилей для прохождения бездорожья.
Главная цель состязаний – точно пройти препятствия. Берется во внимание и скорость.
Существует три вида соревнований:
прохождение трассы (карьеры, овраги, каменные осыпи и т.п.), маршрут по которой размечен при помощи нескольких ворот. Изменять порядок прохождения этих ворот не разрешается;
карусельная гонка – напоминает автокросс на 50-100 км по бездорожью с длиной круга 1-5 км;
параллельная гонка – гонки по параллельным трассам по олимпийской системе.
Трассы.
Основные места проведения соревнований в России: Тверь (карьер возле деревни Старая Константиновка), Тула (карьер, что около Барсуков), Пущино (спортивный комплекс «Формула триал», расположенный на окраине города), Иваново, Самара (триалодром карьера Новосемейкино).
Обычно под компактные секции соревнований оборудуют склоны мотокроссовой трассы, используют близлежащие овраги, ручьи и.т.п. В Тольятти в этом году провели джип-триал по асфальтово-железобетонным джунглям, где валуны заменяли нагромождения бетонных плит и блоков.
Трак-триал.
Гонять грузовики по экстремальному бездорожью с завалами из бревен и камней придумали американские автолюбители.
Автотриал на грузовиках, более сложный, нежели джип-триал. Устроители состязаний для усложнения трасс используют все многообразие природных и антропогенных препятствий, которые и на джипе преодолеть трудно, не то что на грузовике.
В соревнованиях участвуют полноприводные серийные модифицированные грузовики с колесными базами 4x4, 6x6, 8x8, например, Урал, на которых участвуют в соревнованиях как российские, так и иностранные гонщики. Экипаж грузовика состоит из двух человек – водителя и штурмана.
Цель данного вида триала – преодолеть препятствия. На трассе располагаются ворота, которые нужно проехать в определенном порядке и определенным образом. Как правило, они расположены так, чтобы пройти их было более проблематично.
Кто прошел больше ворот за меньше время, тот и победитель.
Автотриал – увлекательный вид автоспорта, однако как профессиональный спорт развивается пока что только в России и странах бывшего Союза. Участвуют гонщики и из других стран, но, как правило, это любители, для которых данный вид спорта - просто один из видов досуга, хобби.