Неугомонный всё-таки этот народ - мотоциклисты! Мало им бешеных гонок с препятствиями по пересечённой местности и скоростных заездов по шоссейной ленте - всё для них вчерашний день, и кровь давно не обогащалась заветным адреналином. И кто-то из них подумал, что мотобайк ведь ничуть не хуже лыж или какого-нибудь борда, и что с его помощью тоже доступны фантастические трюки не только на земле, но и в воздухе. Пожалуй, благодаря подобным намерениям и мыслям постепенно возникла дисциплина, для участия в которой необходимо, как минимум, быть профессиональным спортсменом-мотогонщиком, плюс ко всему обладать недюжинной отвагой и абсолютным хладнокровием.
FMX - данная аббревиатура обозначает мотофристайл, и речь идёт именно об этом экстремальном виде мотоциклетного спорта, дождавшемся в 1998 году первых официальных соревнований, состоявшихся в США. С подачи американских гонщиков мотофристайл за весьма короткий отрезок времени сумел основательно обосноваться на территории многих европейских стран. С 2004 года дисциплина медленно, но верно стала набирать обороты в Российской Федерации, где сейчас уже есть свои чемпионы и рекордсмены.
Мотофристайл разделяется на два типа состязаний, отличных друг от друга по специфике, однако, имеющих общий ключевой стержень - трюки. Собственно, ради них он и задумывался, как спортивное направление. "Big Air" - тут есть трамплин, и спортсмены в порядке очереди исполняют свою программу прыжков и приёмов, стараясь набрать как можно больше баллов в совокупности. Каких только причудливых номеров не увидишь на шоу соперничающих мотофристайлеров! Арсенал трюков, изобретённых гонщиками на сегодняшний день, содержит несколько десятков головокружительных элементов. Но фантазия спортсменов поистине неиссякаема, и каждый старается придумать что-нибудь оригинальное. В этом есть определённый резон, поскольку судьи высоко оценивают подобное новаторство и присуждают дополнительные очки, способные повлиять на окончательный результат. Второй тип соревнований носит название "Freestyle Motocross", и здесь участники демонстрируют мастерство в мотокроссе с добавлением трюков. Время, затраченное на прохождение трассы, и чистота исполнения элементов являются главными критериями при начислении зачётных баллов.
Подготовка к выступлению в любом из этих видов требует ответственного отношения. Прежде всего, центральный "инструмент", без которого немыслимо само участие - байк - обязан иметь жёсткие подвески, высокий руль, твёрдое сидение и вес, не превышающий 95 кг. Ведь согласитесь, очень нелегко проделать, к примеру, трюк "Body Varial", где спортсмен старается перевернуться в воздухе по вертикальной оси на 360 градусов, обладая тяжёлой, неповоротливой машиной. Сам мотоакробат прилагает все усилия, дабы по максимуму облегчить свою экипировку, не позволяя ей сковывать движения, будучи на высоте. Атрибутами костюма, предназначенными для сохранности тела спортсмена при неудачном выполнении трюка, выступают шлем, наколенники и налокотники, которые вряд ли уберегут от переломов при совсем уж "пиковом" случае, но спасут от ушибов.
Что, в первую очередь, требуется от человека, решившего посвятить собственный досуг совершению акробатических пируэтов в воздухе в дуэте с мотоциклом? Безусловно, смелость, но, в большей степени, трезвый рассудок, координация движений и, желательно, верный железный двухколёсный друг. А ещё уверенность, что всё получится, несмотря ни на какие трудности, что могут встать на пути!